Психологический запор у ребенка 2-4 лет: методы преодоления

Психологические трудности с дефекацией чаще всего возникают у малышей на этапе приучения к горшку. Запор на нервной почве возникает по причине страхов или хронического стресса, когда ребенок испытывает потребность опорожнить кишечник, но намеренно избегает похода в туалет из-за опасений. Последние вызываются неприятным опытом: болью, страхом наказания.image

Виды запоров у детей и их различия

В медицине выделяется 3 вида запоров, свойственных малышам 2-4 лет:

  • Органический. Возникает из-за наличия аномалий в строении ЖКТ.
  • Функциональный. Следствие погрешностей в диете, недостатка микроэлементов, глистной инвазии.
  • Психологический. Провоцируется страхом дефекации.

В таблице представлены характерные симптомы и особенности каждого из типов патологии:

Органическая Функциональная Психологическая
  • выраженные боли в животе даже при правильном режиме питания;
  • частое вздутие брюшины;
  • регулярные колики;
  • отчетливо слышимое бурление.
  • твердая консистенция каловых масс;
  • позывы без последующего опорожнения кишечника;
  • необходимость тужиться в процессе дефекации;
  • задержка стула на сутки и более;
  • малое количество испражнений.
Наличие физиологических симптомов в сочетании с:
  • отказом сесть на горшок;
  • нежелание опорожнять кишечник под присмотром родителей.

Причины возникновения

Нормальное опорожнение кишечника регулируется головным мозгом и нервной системой. Потому механизм нарушения может быть связан не только с физиологическими причинами, но и психологическими факторами.

Основные предпосылки формирования психологического запора:

  • imageНовая обстановка. Именно поэтому подобная проблема часто возникает в период адаптации к детскому саду.
  • Брезгливость. Подсознательное подавление дефекации при частой необходимости посещать плохо убранный туалет.
  • Страх боли. Если ребенок однажды пережил запор, то он может запомнить болезненные и неприятные ощущения в процессе дефекации. В результате малыш избегает их повторения, подавляя позывы.
  • Регулярные нервные потрясения. Вызывают синдром раздраженного кишечника, при котором импульсы к дефекации передаются мозгу с опозданием.
  • Стресс, вызванный строгим воспитанием или конфликтной обстановкой в семье. В данной ситуации страдает психика ребенка и, как следствие, нарушается цепочка импульсов, отвечающая за опорожнение кишечного тракта.
  • Страх наказания. Возникает после регулярного отчитывания за опорожнение «в штанишки».

Также педиатры выделяют наиболее частные причины, свойственные каждой возрастной категории в пределах от 2 до 4 лет:

  • 2 года. Чрезмерное усердие в приучение к горшку в сочетании с наказанием при промахах.
  • 3 года. Сдерживание позывов в детском саду из-за непривычной обстановки или память о боли при дефекации, которая была испытана ранее.
  • 4 года. Стеснение и нежелание посещать туалет вне дома.

Последствия страхов перед дефекацией

Отличить психологический запор орт физиологического непросто вследствие схожести симптомов. Задержка позывов на нервной почве ведет к сильному функциональному запору, который негативно сказывается на всем организме малыша.

Следствием несвоевременного лечения могут стать:

  • застой каловых масс, ведущих к интоксикации;
  • боли во внутренних органах, соседствующих с кишечным трактом;
  • исчезновение аппетита;
  • сильная потеря веса;
  • изменение поведения, появление капризов и раздражительности;
  • приобретение кожным покровом желтоватого оттенка.

Если к 6 годам патология не устраняется полностью, то страдают психические процессы – память и концентрация внимания. Также часто нарушается сон.

Способы борьбы с запором на нервной почве

Лечение всегда комплексное. Несмотря на то, что причины кроются в нервной системе и сознании малыша, проблема дефекации вызывает и нарушения соматического характера. Поэтому после диагностики прибегают одновременно к нескольким методам.

Работа с психологом

Первый шаг при устранении нервного запора – консультация с детским психологом и посещение сеансов. Иногда страхи подавлены настолько, чтобы обычной беседой или изменением родительского отношения проблема не устраняется. Психолог помогает выявить истинную причину боязни дефекации и с помощью различных методик учит ребенка бороться со страхами.

В ситуациях, когда патология спровоцирована ошибками в воспитании или родительскими конфликтами, может понадобиться консультирование не только малышу, но и его родителям.

Медикаментозная терапия

Поскольку сдерживание позывов вызывает отвердение каловых масс и сильный запор, важно как можно быстрее вызывать дефекацию, очистить кишечник и наладить нормальную перистальтику. Для этого используются:

  • клизмы;
  • свечи с маслом облепихи;
  • препараты в форме таблеток;
  • капли и сиропы;
  • витаминные добавки.

Все слабительные средства назначаются на короткий срок (уточнить у врача) чтобы избежать привыкания к лекарству.

Эмоциональная поддержка родителей

При психологическом запоре необходимо помнить, что его появление связано с особенностями каждого конкретного ребенка. Выбор средств не должен пугать ребенка, в противном случае это только усугубит проблемы.

Родительская ласка и любовь, объяснение необходимости приема таблеток или сиропов помогут гораздо лучше, чем принудительное клизмирование. Малыша следует настроить на позитивный лад, помочь поверить, что поход в туалет больше не будет связан с болью или неприятными ощущениями.

Диета

Правильно составленный рацион позволит малышу быстрее справиться со страхами, ведь поход в туалет станет простым и безболезненным. Обеспечить нормальную перистальтику помогают следующие продукты:

  • компоты на основе сушеных фруктов;
  • свежие соки;
  • пища, богатая клетчаткой;
  • кефир и творог в ограниченных количествах;
  • чистая вода.

Одновременно следует ограничить сладости, мясо с большим содержанием жира, копчености. От любимой, но крайне вредной для детей, «быстрой еды» необходимо отказаться полностью. На снеки, чипсы и аналоги накладывается строгое табу.

Режим дня

Кроме поддержания здоровья постоянный и выстроенный дневной график обеспечивает ребенку чувство безопасности и защищенности. Важно, чтобы утро начиналось с простой и веселой гимнастики.

В течение дня спокойные занятия должны перемежаться подвижными играми и прогулками на воздухе с возможностью побегать, попрыгать и полазать по игровым комплексам на детских площадках.

Дополнительные рекомендации родителям

Самая главная рекомендация родителям – внимательное наблюдение за малышом. Важно своевременно предположить именно психологический запор и, обращаясь к специалисту, изложить полную картину, включая изменения в поведения и психологические особенности малыша.

Для этого при возникновении запора необходимо понаблюдать за ребенком, доверительно поговорить с ним, чтобы разобраться в вероятных причинах патологии.

Также врачи рекомендуют:

  • ежедневно рассказывать сказки, способствующие борьбе с опасениями;
  • играть с пластилином – процесс расслабляет мускулатуру и отвлекает внимание;
  • хвалить ребенка за успешную дефекацию, даже если он терпел до последнего и не добежал до горшка. Главное, малыш должен понять, что живот перестал болеть, и ничего страшного не произошло. Заново приучать к горшку или унитазу следует после того, как снят страх перед самим фактом опорожнения кишечника.

Учитывая, что каждый малыш индивидуален, иногда приходится пробовать вышеперечисленные методы по очереди, чтобы подобрать результативный. Однако, родительская любовь и терпение – лучший способ помочь малышу быстрее справиться со страхами и побороть болезнь.

Частые вопросы

Какие методы можно использовать для преодоления психологического запора у ребенка 2-4 лет?

Для преодоления психологического запора у ребенка 2-4 лет можно использовать методы игровой терапии, рисования, использования игрушек, а также методы погружения в новый опыт и постепенного привыкания к нему.

Какие приемы помогают укрепить психологическую устойчивость у детей 2-4 лет?

Для укрепления психологической устойчивости у детей 2-4 лет полезно использовать приемы поощрения, установление режима дня, создание предсказуемой и безопасной среды, а также развитие эмоционального интеллекта через общение и игры.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Установите режим для ребенка, включая регулярные приемы пищи, сон, игровое время и время для обучения. Постоянство и предсказуемость могут помочь уменьшить стресс и беспокойство, что в свою очередь может помочь в преодолении психологического запора.

СОВЕТ №2

Поддерживайте положительное и поддерживающее окружение в семье. Постарайтесь избегать стрессовых ситуаций и конфликтов перед ребенком, поскольку это может усугубить его психологический запор.

СОВЕТ №3

Используйте игровую терапию и творческие методики, такие как рисование, лепка из глины или игры с песком, чтобы помочь ребенку выразить свои эмоции и чувства, которые могут быть связаны с психологическим запором.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации